[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Кира, DarinKa  
Форум FreeHorse » Творчество » Литература » Образ коня в УНТ и древнерусской литературе.
Образ коня в УНТ и древнерусской литературе.
DarinKaДата: Вторник, 03.06.2008, 18:44 | Сообщение # 1
заводская лошадь
Группа: Модераторы
Сообщений: 2513
Репутация: 19
Статус: ускакал
Эту работу я писала. Защищала 29 апреля. Итого: диплом II степени smile

«ОБРАЗ КОНЯ В УНТ И ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Целью данной работы является: показать, как писатели, поэты сумели рассказать об удивительных созданиях – лошадях, как трансформировался образ коня начиная от произведений устного народного творчества, в древнерусской литературе и в литературе 19, начала 20 века.
Нельзя не заметить, что в работе будут в разных вариациях чередоваться слова «конь» и «лошадь», поэтому необходимо установить этимологию слова.
Традиционная версия такова: «лошадь» - старинное заимствование у восточных соседей, тюркских народов. В самом деле, среди «конных» терминов в русском языке немало тюркизмов, например, таковы многие названия мастей (буланая, чалая, караковая), слова «табун», «аргамак», «чепрак» и т. д. В середине века русские жили бок о бок с печенегами, половцами, хазарами, которые регулярно совершали набеги на Русь о чём неоднократно упоминается в русских былинах, в «Повести временных лет», в «Слове о полку Игореве» и т. д. При этом тюркские народы были известными коневодами. Во многих тюркских языках существует слово «алаша» или «лаша» - мерин, к нему по этой теории и восходит слово «лошадь».
По мнению Г. Ф. Одинцова, тюркской версии противоречит то, что изначально слово «лошадь» зафиксировано в северных областях России. Он же выделил в этом слове суффикс «-адь» («-ядь»), опять же северных, тот же, что в словах «рухлядь», «мокрядь», «пестрядь». С помощью этого старинного суффикса образуются названия животных, точнее птиц «лебедь» (но «лебяжий», так что изначально могло быть «лебядь»), «чернядь» - нырковая утка. Что характерно, во всех этих словах ударение падает на первом слоге, как и в слове «лошадь».
Г. Ф. Одинцов предложил и своё объяснение корня слова. В прошлом в русском языке существовало прилагательное «лоший» - «плохой, дурной»; оно сохранилось в костромских говорах (опять же северных!) и южнославянских языках. Например, говорили «лошая рыба» - та, что долго пролежала в садке, осклизла. Тем, кто изучал историю отечественного собаководства, наверное, известно выражение «лошая собака» - большая дворняжка.
Но с какой стати говорить о лошади что это «плохо»? Чтобы понять это, ненадолго заглянем в прошлое. Тогда люди верили в злых духов, сглаз, верования в потусторонние силы. Боясь злых чар, люди часто выдумывали уничижительные имена для своей скотины и даже для детей. Отсюда появились имена Некрас, Неклюд («неуклюжий»), Безобраз – до наших дней они сохранились не только в старых документах, но и в русских фамилиях. По тем же соображениям скот очень часто называли «худобой» - а ведь это полная аналогия «лошей лошади». Эти слова должны были ввести в заблуждение злые силы.
Что интересно, слово «конь» известно у всех славянских народов, а «лошадью» лошадь в основном называют только русские. Считается, что

Добавлено (03.06.2008, 18:41)
---------------------------------------------
слово «конь» исконно славянское. В. И. Даль пишет так: «Конь от «комонь», славянского». А что же «лошадь»? Ещё 235 лет назад А. П. Сумароков предположил и обосновал версию, что «от новых татар, принявших слово «лошадь», коня в неё превратили. Ибо в наших славянских книгах конь лошадью никогда не назывался. Пример из «Слова о полку Игореве» : «комони ржут за Сулою».
Итак, на сегодня существует две версии происхождения слова «лошадь» : от тюркского «алаша» или «лаша» и от древнерусского «лоший». Какая из них правильная покажут дальнейшие исследования учёных-лингвистов.

Издавна конь почитался как самое умное создание. Согласно верованиям древних славян, конь – символ добра и счастья; мудрость богов являлась людям через это животное. Культ коня связан с почитанием Молнца: славяне верили, что Даждь-бог (бог Солнца) ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых, златогривых коней с золотыми крыльями. Поэтому наши предки приписывали особую силу оберегам (от слова «беречь») в виде фигурок коня (голова, туловище) их носили у левого плеча на цепочке. Также издавна на Руси при постройке дома на карнизе возводили «конёк», и при этом изба как бы устремлялась вверх к солнцу. Оберегали себя таким образом не только крестьяне, горожане, но и былинные герои, защищавшие границы земли Русской от нашествия бесчисленных врагов. Для них конь являлся не просто оберегом, это был их верный друг, предупреждающий своего хозяина об опасности – ржёт «во всю голову», бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря из былины об Илье Муромце.
И позднее в «Слове о полку Игореве» конь помогает Игорю бежать из плена: «В полночь свистнул Оврул коня за рекою…А князь Игорь…вспрыгнул на борзого коня…помчался по лугу…полетел под облаками…Загнали они своих борзых коней…»
Вот и Илья Муромец просит коня служить ему «верой-правдою», конь же предлагает ему испытание – готов ли богатырь владеть им. Илья садится на него, и тот сразу признаёт в нём своего хозяина.
Есть и другая замечательная версия, по которой Илье советуют вырастить себе боевого коня из жеребёнка.

А корми его пшеницей да белояровой
А ещё и пои его…да ключевой водой,
…Ещё будет тебе конь да лошадь добрая,
Ещё добра – де лошадь богатырская.

С этого момента, как Илья обрёл ещё и сильного коня, у него начинается богатырская жизнь.
Конь, «верный» - принадлежность богатыря, но ему ещё и друг, советчик. Вот поэтому-то они и соответствуют друг другу и дорожат друг другом.

Добавлено (03.06.2008, 18:42)
---------------------------------------------
Когда «богатыри закручинились», то «идут к своим добрым коням» за советом, конь не подведёт.
Конь – ещё и мерило богатырской силы. Например из «Богатырского слова» можно прочитать:

«Скажите, калики про киевских богатырей
И каковы у них лошади удалы…»

«На богатырские лошади престрашно смотреть…»

«Царь велел вывести лошадей богатырских
Ведут лошадей богатырских:
Первую лошадь Идола – богатыря Скоропеевича
На двенадцати чепях золотых,
Вторую на одиннадцати чепях серебряных
Затем ведут сорока две богатыреи;
А все те кони удалы добры, не по обычаю;
Каликами полюбилися»

Самое страшное для воина – разлучение с конём и поэтому когда задумали разбойнечки ограбить Илью, и подстрекали друг друга:

«Мы убьём его, пограбим-ко,
Со конём его разлучим-ко!»
А богатырь то…всех до одного…
В одночасье погубил подряд»

Много добра сделал Илья для народа. Самый главный его подвиг – это разгром татарского нашествия:

«…припускал он коня богатырского
На эту рать – силу великую…
За землю российскую
Да за вдов, за сирот, за бедных людей»

Но не нажил на этом богатырь богатства, а заимел прочную, вошедшую в века славу народную. О себе он говорил так:

«А судьбу свою я за гриву ловлю,
Норовистую объезжаю,
А судьба для меня – за коня!»

Да, разной была судьба как у коней так и у их хозяев: одни садились на «тёмно-карих жеребчиков нелегченных» и ехали « к городам да за получкою». Но молодой Вольга Святославович не может состязаться с аратаем Микулой Селяниновичем и его кобылой «соловую», у которой «гужики шёлковые залюбуешься», когда идёт она, а «как хвост то у ней расстилается, а грива то у неё развевается», и «грудью она пошла». Поэтому вполне понятна зависть Вольги:

«Кабы она кобыла, коньком бы ьыла.
За эту кобылу пятьсот бы отдал»

И об этом же жалеет её хозяин Микула Селянинович:

«Кабы эта кобыла коньком бы была…»

Добавлено (03.06.2008, 18:42)
---------------------------------------------
Стоит вспомнить, как жили русские люди, кто был им в хозяйстве подмогой, верным другом в битвах, «собеседником» на привале…До 30-х годов XX века были основным транспортным средством и главным помощником в сельскохозяйственных работах. Это получило отражение в литературных сказках. Например в сказке Ершова о Коньке-Горбунке. Сколько дел сделал Конёк-Горбунок (конёк – уменьшительно-ласкательное от слова «конь» ) для своего хозяина. Он –

«Игрушечка конёк
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами»

Но несмотря на такой неказистый вид, горбунок, по словам матери-кобылицы:

«…на земле и под землёй
Он товарищ буде твой:
Он зимой тебя согреет…
В холод хлебом угостит,
В жажду мёдом напоит…»

Так оно и было: хорошим помощником, советчиком стал «игрушка горбунок» для Ивана. И в конце концов спас его от верной смерти, прыгнув в кипяток. И достаточно ему было слова, хорошего ухода.
Эти животные были необыкновенно преданы человеку! Люди же за это наделяли их в своём воображении волшебной силой, способной перевернуть их жизнь. «Сивка-Бурка» : сильный, статный «конь бежит, земля дрожит, из ушей столбом дым валит, из ноздрей пламя пышет». Он несёт на себе силу для преображения Иванушки, превращения его вписанного молодца и жениха Елены Прекрасной.
Подтверждением того, что хозяин и конь были неразлучны, что воин почитал своего коня лучшим другом и требовал к нему достойного отношения, является следующий пример.
Под Луцком в бою меж людьми Изяслава Киевского и Юрия Долгорукого, под сыном Юрия Андреем был смертельно ранен его боевой конь. Анедрей Юрьевич потребовал от византийских монахов соборовать и причастить коня перед смертью. Священники отказали. Сказав, что «скоту и лошадям нет места в царствии небесном». И тогда, несмотря на полтора века христианских традиций, Андрей Юрьевич совершает греховнейший по меркам церкви, поступок – призвав благословение старых славянских богов он велит хоронить коня старым языческим чином, с воинскими почестями и воздвижением кургана над его телом. «Грешу смело и радостно. Если не будет этого коня в Царствии Небесном, то и мне там делать нечего».
Конь не является самостоятельным персонажем в литературе этого периода а как бы служит атрибутом, удостоверяющим благородство происхождения всадника и его рыцарское достоинство. Лошадей жалели, не гоняли зря, берегли самых лучших для ответственных дел, «прикипали» к ним душой, и животные чувствовали душевное состояние своего седока. И у вещего Олега нет никого благороднее коня (самый частый эпитет, характеризующий коня – «верный»), который

…не боится трудов;
Он, чуя господскую волю…
И холод и сеча ему ничего…

Поэтому для Олега было страшным ударом пророчество кудесника: «Но примешь ты смерть от коня своего», не менее страшной была для князя разлука с любимым конём, товарищем, другом.

Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачилися думой
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой

«Прощай мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твоё позлащённое стремя!»

Лошадь очень тонко чувствует человека, она способна на дружбу. Лошадиный взгляд огромных, настороженно-грустных глаз из-под чёлки мгновенно девальвирует всю суету из которой на 99% сделан человек.

Добавлено (03.06.2008, 18:42)
---------------------------------------------
Лошадь очень умно, добровольно признаёт человека, иногда она действует самостоятельно, в силу собственных понятий о добре и зле.
«Война – противное человеческому разуму состояние», но так устроено общество, что оно не воевать не может. Война ужасна и приносит горе всем живущим на земле. Вот так передаёт Н. В. Гоголь бой ляхов и козаков в повести «Тарас Бульба» : « Хотел было поворотить и стать в лицо атаману Кукубенко, но не послушался конь: испуганный страшным криком, метнулся в сторону» (не хотел он умирать, но достала пуля его хозяина). Но в другой раз, когда всадник уклонился от пули и попала она в конскую грудь, вздыбился бешенный конь, грянулся од землю и задавил под собой всадника, сражавшегося с Остапом.
Читаем у Л.Н. Толстого в «Войне и мире»: Долохов в лагере у французов получил нужные сведения и торопится уехать. Он «долго садился на лошадь, которая не стояла».
Петя Ростов перед сражением разговаривает с Карабахом – малороссийской лошадью, целуя и нюхая её ноздри: «Ну, Карабах, завтра послужим». Лошадь поняла его и даже не укусила его за ногу.
Уже в сражении Петя прокричал:
« - Ура! Ребята…наши!» - и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперёд по улице, впереди всех…И самое страшное было, когда лошадь, набежав на тлевшийся в тумане костёр, упёрлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Она уже чувствовала смерть своего юного друга. Нет, не гусара, но конь-то на этот раз остался жив.
А вот другая: «…лошадь первая, не спрашивая того, хорошо или дурно было выказывать страх, фыркнула, взвилась, чуть не уронив майора, и поскакала в сторону. Ужас лошади сообщился людям» от летящей, свистящей гранаты, которая смертельно ранила князя Андрея.
Лошадь всегда была сокровищем. «Всё – конь, всё - от коня: вся жизнь крестьянская от жизни до смерти». Надежда, мольба в огромных мокрых, печальных глазах, «в фиолетовой глубине которых» отражается маленький, крохотный человечек. Но были люди, к счастью, и люди, для которых

…конь (же) лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет.

Поэтому Казбичу, герою лермонтовского «Героя нашего времени», завидовали и не раз пытались украсть его Карагёза, которому хозяин даёт разные нежные названия. Ни на что он не хочет менять или продавать своего верного товарища. Но коварство Азамата и Печорина взяло вверх, и лошадь была украдена. Думается, Карагёз не станет так верно служить новому хозяину, как Казбичу. Ведь нельзя силой заставить любить себя – вот в чём дело.

Добавлено (03.06.2008, 18:42)
---------------------------------------------
Кони – символ свободы, воли, непредсказуемости. Они символизируют русский характер: «Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться…И вот она понеслась!...И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони?!»
Остаётся только восхищаться этим «божьим чудом», их грацией, чуткостью, вдохновлённостью.
«Не так ли ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несёшься?»
Ответ на этот вопрос дают все русские писатели и поэты, которым знакомы дальние пути-дороги, по которым «летит всё, что ни есть на земле…»

Добавлено (03.06.2008, 18:44)
---------------------------------------------
ЗЫ: Это сокращённые вариант. Полную работу я буду читать на экзамене 14 июня. Поэтому, кабы не сглазить, выставлять не буду smile


Жизнь, начинаясь словно в сказке,
Идет вдоль строгого сценария:
От роли юной златовласки,
До роли – “экспонат гербария”.

 
КираДата: Вторник, 03.06.2008, 20:29 | Сообщение # 2
чистокровка
Группа: Модераторы
Сообщений: 3247
Репутация: 18
Статус: ускакал
biggrin clap молодцинка!! Не пуха не пера!!!_) потом тока выложи!))))
А знаешь сикрет какой?))) Преподы ну нифига не понимают в лошадях и во всем что с ними связано! так что все будет чики пуки!)))) Ты их терминами как грузанешь) Они под столы свалятся!)))




лошади самые прекрасные существа на этой планете!
 
DarinKaДата: Вторник, 03.06.2008, 21:55 | Сообщение # 3
заводская лошадь
Группа: Модераторы
Сообщений: 2513
Репутация: 19
Статус: ускакал
Кира, дадада smile Что я и делала в прошлом году biggrin

Жизнь, начинаясь словно в сказке,
Идет вдоль строгого сценария:
От роли юной златовласки,
До роли – “экспонат гербария”.

 
КираДата: Среда, 04.06.2008, 14:49 | Сообщение # 4
чистокровка
Группа: Модераторы
Сообщений: 3247
Репутация: 18
Статус: ускакал
hands так их и надо!!!! punk



лошади самые прекрасные существа на этой планете!
 
МагдалинаДата: Понедельник, 23.06.2008, 17:40 | Сообщение # 5
заводская лошадь
Группа: Модераторы
Сообщений: 2952
Репутация: 21
Статус: ускакал
DarinKa, умничка! прям с удовольствием прочитала!

Если у тебя талант грузить вагоны, то не зарывай его в землю - бросай театр!

Помните, что я имею привычку или победить, или остаться на поле сражения. Наполеон
 
DarinKaДата: Понедельник, 23.06.2008, 20:39 | Сообщение # 6
заводская лошадь
Группа: Модераторы
Сообщений: 2513
Репутация: 19
Статус: ускакал
biggrin

Жизнь, начинаясь словно в сказке,
Идет вдоль строгого сценария:
От роли юной златовласки,
До роли – “экспонат гербария”.

 
МагдалинаДата: Понедельник, 23.06.2008, 21:39 | Сообщение # 7
заводская лошадь
Группа: Модераторы
Сообщений: 2952
Репутация: 21
Статус: ускакал
Quote
конь (же) лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет.

Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет

ты чего одну строчку то обрезала?

На что сдала то?


Если у тебя талант грузить вагоны, то не зарывай его в землю - бросай театр!

Помните, что я имею привычку или победить, или остаться на поле сражения. Наполеон
 
КираДата: Вторник, 24.06.2008, 16:22 | Сообщение # 8
чистокровка
Группа: Модераторы
Сообщений: 3247
Репутация: 18
Статус: ускакал
Магдалина, всевидящее око!!! все видит.... все слышит.....все знает......
Народ берегитсь!)))))) happy




лошади самые прекрасные существа на этой планете!
 
DarinKaДата: Суббота, 28.06.2008, 22:54 | Сообщение # 9
заводская лошадь
Группа: Модераторы
Сообщений: 2513
Репутация: 19
Статус: ускакал
Магдалина, я тут просто только отрывок использовала..основная мысль нажна была..
Сдала на "5"!!! smile


Жизнь, начинаясь словно в сказке,
Идет вдоль строгого сценария:
От роли юной златовласки,
До роли – “экспонат гербария”.

 
Форум FreeHorse » Творчество » Литература » Образ коня в УНТ и древнерусской литературе.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: