Андалузская порода лошадей.
У андалузской породы блистательное прошлое: на этих конях короли выезжали на парады, мчались в бой благородные рыцари, покоряли Новый Свет конкистадоры, и по всему христианскому миру гремела слава испанского коня. Андалузская лошадь - это целая эпоха в развитии мирового коневодства; это сама история искусства верховой езды; это кони легендарного Эль Сида и Кортеса, корифеев выездки и героев исторических романов. Именно этих коней, их пышные формы и горбоносые головы изображали художники эпохи Возрождения. Происхождение андалузских лошадей точно неизвестно, но наиболее вероятна гипотеза, что они произошли от скрещивания пони сорайя (Sorraia), дальних родственников примитивных тарпанов, и североафриканских берберийских лошадей. Произошло это в предоположительно в 7-8 веках нашей эры.
История
В древности Пиренейский полуостров населяли племена иберов. Еще в античные времена они были известны как превосходные всадники. К их помощи не раз прибегал Карфаген. В V веке до н. э. иберийские наемники воевали с греками, причем коней своих не только в Африку, но и на Сицилию они брали с собой. Ксенофонт оставил нам описание действия иберийской конницы в бою: "Затем 50 иберийских всадников Дионисия растеклись по равнине, бросая дротики на полном скаку. При контратаках противника они отступали, разворачивались и снова бросали дротики". Античные авторы отмечают исключительную маневренность иберийской конницы. Лошади иберов ценились не только в Карфагене, но и в Риме.
Иберы всегда имели тесные связи с Северной Африкой, где большой славой пользовалась нумидийская конница. Нумидийские лошади были южного типа: подвижные и резвые - их считают прямыми предками берберийской породы. Возможно, обе эти породы оказывали влияние друг на друга.
Между 711 и 1492 годами мусульмане оккупировали Иберийский полуостров и берберские воины привели с собой лошадей - дальних предков андалузов.
Порода достигла своего расцвета после завершения Реконкисты (изгнания мавров). Андалузские лошади стали известны по всей Европе и признавались первыми среди верховых; они уступали в популярности лишь лошадям лучших восточных пород. Герцог Ньюкэстл в XVII веке писал о них: "Из всех лошадей мира лошади Испании наилучшие. Отборные экземпляры их, я могу ручаться, - самые благородные на свете, и не найдется лошади, которая была бы лучше сложена, от кончиков ушей до копыт. Не так легки, как берберийцы, не так тяжелы, как неаполитанцы, живого, понятливого нрава, они отличаются еще прекрасными движениями.
Их шаг, рысь и галоп не оставляют желать лучшего. По-моему, нет лошади, которая была бы лучше под седлом монарха в триумфальном шествии или в сражении".
Андалузские лошади назывались "генеты" - это слово по-испански означает "всадник", а происходит оно от названия одного из иберийских племен. С появлением огнестрельного оружия относительно более сухие и легкие "генеты" стали вытеснять породы тяжелых рыцарских коней средневековья, таких, как фризы или баварские ротталеры. Одновременно с испанской породой по Европе распространялся и испанский стиль езды, отличавшийся от стиля езды рыцарей большим контактом с лошадью и большей маневренностью. Позднее на его основе сложилась испанская школа верховой езды.
Под большим влиянием андалузской крови начала формироваться целая группа новых пород, близких к "испанцам" по типу и использованию. Наиболее известные из них происходят из дворцовых заводов, возникших в XVI веке: Фредериксборгского, Кладрубского, Липпицанского. Тогда же возникли и знаменитые школы верховой езды: Неаполитанская и Испанская придворная в Вене. В них культивировалась испанская школа верховой езды, принципы которой развивали Гризоне, Плювинель, Ла Гриньер. Ее особенность состояла в том, что лошадь должна была двигаться в максимальном сборе, перенеся основную нагрузку на задние ноги и тем самым освободив перед. Элементы этой выездки весьма сложны и требуют от лошади не только контакта со всадником, гибкости, поворотливости, но и определенной "силовой подготовки", так как при их выполнении задние ноги лошади выдерживают большое напряжение: это разнообразные "школьные" прыжки, например с приземлением на задние ноги (курбет), стойки на сильно согнутых задних ногах (левада) и т.д. Первоначально все эти приемы были нужны для ведения поединка, но позднее составили как бы особый вид искусства. В лошади ценились в первую очередь эффектность, парадность, а резвость имела мало значения. Многие элементы испанской школы выездки сегодня считаются искусственными, однако именно на ее основе развились современные принципы искусства верховой езды.
В XVI-XVIII веках вкусы несколько изменились. В этот период в искусстве господствовал стиль барокко, и в моду вошли лошади более пышных форм, более тяжелые и рослые. Новому идеалу больше всего соответствовала неаполитанская порода, которая происходила от андалузских и берберийских лошадей. Особенности неаполитанской породы, не сохранившейся до наших дней, можно заметить, сравнивая современных андалузских лошадей с липпицанскими старого типа и особенно кладрубскими: последние рыхлее, несколько растянуты, у них чаще бывает мягковатая спина, профиль головы уже не с изящной горбинкой, а сильно выпуклый, начиная прямо с переносицы. Испанские "генеты", хотя и были очень близки к неаполитанцам по типу, все же отличалась гораздо большей сухостью и компактностью, в них больше чувствовалась восточная кровь. Однако неаполитанская порода стала настолько популярной, что даже в самой Испании скрещивания с ней поощрялись королем. Новый, так называемый "германский", тип все больше вытеснял старую породу.
Неконтролируемое прилитие местной крови почти разрушило породу навсегда, если бы не вмешательство монахов картуханского ордена. Они начали возрождать и разводить в чистоте андалузскую породу лошадей на их конном заводе в Хересе-де-ла-Фронтьера, который до настоящего времени, наряду с Кордовой и Севильей, является главным центром конезаводства. До сих пор "картезианские" лошади считаются самыми лучшими в андалузской породе, а конный завод в Хересе остается самым известным местом ее разведения.
На 100 лет испанское правительство запретило экспорт чистокровных андалузских лошадей, потому их количество было очень мало. Этот запрет был окончательно снят в 1960 году, после чего андалузские лошади стали появляться в Европе и Америке.
С начала XIX века широкое признание получила английская чистокровная лошадь. Как сказано в то время у одного из авторов, разница между лошадью испанского типа и английской состоит в том, что первая - это лошадь в стиле рококо, а вторая - в стиле ампир. Вместе с новой породой пришла новая эпоха: звезда славы андалузской породы начала клониться к закату. Манежи сменились ипподромами, а испанская школа верховой езды вышла из моды. Старые традиции удалось сохранить лишь в Высшей школе верховой езды в Вене.
Для кавалерии теперь тоже нужны были лошади с другими качествами - резвые и выносливые; слишком специализированная в выездке андалузская лошадь с высоким и непроизводительным ходом новым требованиям не соответствовала. Если раньше при разведении полукровных пород широко использовались андалузские производители, то теперь их все больше вытесняли английские. В результате численность породы сильно сократилась, ареал ее практически ограничился территорией Испании. Даже у себя на родине андалузская лошадь уступала позиции чистокровной верховой, арабской и англо-арабской. Именно этим можно объяснить то, что отечественная литература уделяла ей очень мало внимания: даже такие специалисты, как В.О. Витт и В.О. Липпинг, едва ли ни единственные, кто писал у нас об испанских лошадях в советское время, считали, что эта прежде столь знаменитая порода выродилась и даже совершенно исчезла.