7 игр. Автор: Pat Parelli Перевод и комментарии: Анюта М. Лошади - травоядные животные, добыча для плотоядных. Это глубоко заложено в их сознании, когда они поступают так или иначе, это обусловлено логикой "добычи". Именно на этой логике и основаны 7 игр. Это те же игры, в которые лошади играют и сами по себе, чтобы установить субординацию в табуне. Научась играть в эти 7 игр, вы сможете построить свои отношения с лошадью на дружбе, доверии и доминировании. Сначала играть надо держа лошадь на недлинном чомбуре, потом, по мере того, как вы становитесь более опытными в играх и завоевываете все больше уважения вашей лошади, переходите на более длинную веревку, например корду. Со временем никакая веревка не будет нужна, лошадь будет "привязана" к вам своим вниманием. Все, чем бы вы не занимались с лошадью должно быть игрой. Если вы подходите к ситуации с этой точки зрения, это поможет вам не раздражаться, если что-то пойдет не так, сделает обучение интереснее для лошади, даст повод вам вместе поразвлечься, да и просто так намного проще и быстрее достигается желаемый результат. 1 - "Дружелюбная игра". С помощью этой игры вы доказываете лошади, что вы не причините ей вреда, даже если могли бы. Вместо того, чтобы просто похлопывать лошадь и спокойно передвигаться около нее, нужно создавать пугающие ситуации, чтобы потом доказать, что эти ситуации не причинят ей вреда. Нужно добиться того, чтобы было можно дотрагиваться до лошади в любом месте, накручивать веревки ей на ноги, спину и голову, даже прыгать около нее. Таким образом, лошадь делается менее чувствительной к "страшным" моментам, предметам и ситуациям. Секрет заключается в том, чтобы предлагать "злые вещи" с определенным ритмом, улыбкой на лице и спокойным, расслабленным языком тела. Нужно продолжать, в определенном ритме, до тех пор, пока лошадь не поймет, что ничего страшного в этом нет и не будет стоять спокойно. По мере того, как у вас появится больше знаний и опыта, вы и сами придумаешь 1000 новых игр из этой серии. У многих лошадей, даже много лет ходивших под седлом, никогда не было случая "познакомиться" со своим седлом. Можно играть в дружелюбную игру с помощью седла и вальтрапа, легко кладя их на спину лошади, а затем снимая, пока лошадь не станет просто спокойно стоять, пока ее седлают. Здесь важно обратить внимание на 2 вещи. Во-первых, лошадь должна иметь возможность двигаться, чтобы избежать "опасности", пока она еще считает ее опасностью. Т.е. нужно позволить лошади отступить, увернуться, держа ее на ненатянутой веревке, причем на столько, на сколько это потребуется лошади, чтобы успокоиться и встать на все 4 ноги. Во-вторых, "злые вещи" надо предлагать в определенном ритме, который даст лошади возможность предугадывать твои действия. В эту игру надо всегда играть в первую очередь, до остальных 6 игр, а также в промежутках между ними. Каждый раз, как ты играешь в нее с лошадью, ты придаешь ей уверенности и поддерживаешь баланс между дружбой и доминированием. У многих лошадей, даже много лет ходивших под седлом, никогда не было случая "познакомиться" со своим седлом. Можно играть в дружелюбную игру с помощью седла и вальтрапа, легко кладя их на спину лошади, а затем снимая, пока лошадь не станет просто спокойно стоять, пока ее седлают. Здесь важно обратить внимание на 2 вещи. Во-первых, лошадь должна иметь возможность двигаться, чтобы избежать "опасности", пока она еще считает ее опасностью. Т.е. нужно позволить лошади отступить, увернуться, держа ее на ненатянутой веревке, причем на столько, на сколько это потребуется лошади, чтобы успокоиться и встать на все 4 ноги. Во-вторых, "злые вещи" надо предлагать в определенном ритме, который даст лошади возможность предугадывать твои действия. В эту игру надо всегда играть в первую очередь, до остальных 6 игр, а также в промежутках между ними. Каждый раз, как ты играешь в нее с лошадью, ты придаешь ей уверенности и поддерживаешь баланс между дружбой и доминированием. 2 - "Дикобразная игра". Одним из врожденных инстинктов у лошадей является рефлекс сопротивления. Это инстинкт пробиваться сквозь давление, который заставляет лошадь считать, что она попалась в ловушку. Когда они начинают чувствовать себя неуверенно морально, эмоционально или физически, первое, что приходит им в голову - это сопротивляться (пробиваться, использовать силу) против давления, которое они ощущают, каким бы оно ни было, будь это недоуздок, трензель, подпруга или ваша нога. Вот почему лошади пятятся назад и создают проблемы в небольших помещениях, в коневозах, например. Они от природы страдают клаустрофобией, рефлекс сопротивления становится стратегией выживания. Дикобразная Игра учит лошадь уступать, отодвигаться от давления. Люди часто используют тыкающие или пихающие движения, но нужно оказывать устойчивое давление, которое заставит лошадь осознать свою обязанность отодвигаться от давления и обрести комфорт. Но будьте аккуратны! Лошади в этих играх имеют "черный пояс"! Эту тактику они используют между собой для установления доминирования. Они, само собой, в свою очередь налягут на вас, проверяя, кто первый сдастся. Настаивайте на своем, не уступая ни сантиметра, как столб. Это означает, что ваши ноги будто бы прирастают к земле и в тот момент, когда лошадь сдастся, она сразу же почувствует облегчение от устойчивого давления. Давление не должно следовать за ней! Вам может понадобиться шпора или тупой камень, если лошадь особенно упертая. Помните: начинайте мягко и увеличивайте силу постепенно и неуклонно, до тех пор, пока лошадь не подвинется. Как только она уступит, ослабьте давление и почешите то место, куда давили. Когда она один раз поймет, что вам было нужно, вы сами удивитесь, насколько легко она будет уступать. Используя Дикобразную Игру (устойчивое давление), можете ли вы подвинуть свою лошадь вперед, назад, в стороны (принять), направо и налево, ее перед, ее зад, голову вверх или вниз? Нужно добиться того, чтобы лошадь двигалась от легкого ровного прикосновения кончиков пальцев. Лошадь не должна шарахаться или убегать от такого прикосновения, она должна остановиться тогда, когда вы прекратите давление и потрете место, до которого дотрагивались. 3 - " Направляющая игра". Лошади играют друг с другом в Направляющую Игру постоянно. Они бросают напряженный взгляд, закладывают уши, взмахивают хвостом или поднимают заднюю ногу, чтобы сказать: "Если ты не подвинешься, я укушу или ударю!" Эта игра следует за Дикобразной игрой т.к. сначала лошадь должна научиться уступать вашему физическому давлению, а потом уже моральному. Тем самым вы развиваете "язык предложений". Лошадь осознает, что если она не послушается вашего предложения, она столкнется с физическим давлением, машущей веревкой, палкой или вашей рукой. Эта игра заключается в обучении лошади двигаться без того, чтобы дотрагиваться до нее. Но если она не двигается с места, надо дотронуться до нее, пока она не будет это выполнять ВСЕГДА. Здесь проходит отчетливая граница того, что лошадь в действительности понимает. Если вы бьете лошадь в качестве наказания, она станет винить вас, потеряет доверие или даже станет оказывать сопротивление. Лошади не понимают наказания. Они понимают только негативные последствия. /Разница наказания и отрицательного подкрепления по Карен Прайор, прим перев. ;-)/. Большая разница в том, что негативные последствия наступают сразу же за поведением, и их не сопровождают "грубые эмоции". Если вы предлагаете лошади подвинуться, а она этого не делает, она сталкивается с механической причиной, заставляющей ее двигаться, лошадь учится уступать дорогу быстрее. Это ее обязанность. Она не станет вас винить и в следующий раз или в третий раз подвинется быстрее. Худшее, что вы можете сделать в этой ситуации - обмануть лошадь, не настоять на своем с помощью физического воздействия. Лошадь поймет, что если она не выполнит команду, то настаивать вы все равно не будете, и совсем перестанет вас уважать. Она знает, что если вы не заставите ее двигаться, что в ответ на ваши действия она может и просто стоять - значит, лидер она. Лошадь должна знать, что лидер не обманывает. Нужно быть настолько же честным и доминирующим, насколько была бы ваша лошадь. Чтобы играть в Направляющую Игру, постарайтесь послать лошадь назад, махнув на нее рукой, будто вы стряхиваете воду. Подвиньте ее переднюю половину, указывая на ее глаз, а заднюю половину - махнув кордой в сторону задних ног лошади, поначалу можно даже шлепнуть ей лошадь. Будьте все время вне досягаемости ее "средств сопротивления". Используйте корду, чтобы двигать ее, стоя у ее плеча. Гладьте ее, когда она сделала правильное движение. Играйте в эту игру до тех пор, пока не будет достаточно одного вашего напряженного взгляда, чтобы подвинуть задние ноги лошади. 4 - "Игра Йо-Йо". С помощью этой игры вы учите лошадь подходить и отходить, двигаясь вперед-назад по прямой линии. Поначалу линия, конечно, прямой не будет, но стремиться нужно к этому. Многие лошади охотно подходят, но назад двигаться хотят только развернувшись. Другие легко отходят назад, но вам приходится буквально силой их подтягивать к себе. Считайте движение назад как первое "Йо" и подход к вам как второе "Йо". Игра "Йо-Йо" уравновешивает их. Чтобы в нее играть, пустите по корде змейку, чтобы заставить лошадь отступить от вас. Начинайте тихонько, затем увеличивайте волну, пока не начнет плясать недоуздок, и лошадь не почувствует дискомфорт, который заставит ее ноги двигаться. Если лошадь сразу начала отступать назад, немедленно остановите волны по корде, дав ей понять, что она поступила правильно. Снова начните потихоньку. Пустите по корде небольшую волну, пока лошадь не отступит опять. Продолжайте до тех пор, пока лошадь не будет четко выполнять упражнение. Сначала просите один-два шага, потом еще, пока лошадь не будет двигаться на всю длину корды. Теперь поманите ее обратно. Мягкими движениями пробуйте подтянуть корду к себе, ритмично. Не натягивайте ее, а как бы приглаживайте ее руками, в конце делая подтягивающее движение, чтобы ненавязчиво показать лошади, чего вы хотите. Работайте над этой игрой до тех пор, пока не будет достаточно легкого взмаха корды, чтобы отослать лошадь назад и улыбки и опущенных рук, чтобы подманить ее обратно. 5 - "Кружащая Игра". Многие думают, что это похоже на работу на корде, но Кружащая Игра значит намного больше. Это моральное упражнение настолько же, насколько и физическое, т.к. лошадь понимает, что она должна сохранять темп и направление, заданное вами, пока вы не дадите команду его изменить. Чтобы играть в Кружащую Игру, поставьте лошадь носом к себе. Используйте Направляющую Игру, чтобы повернуть от себя переднюю половину лошади. Дав знак двигаться, стойте спокойно, не используйте бич, не держите руку все время вверх, не поворачивайте корпус - ничего. Когда вы готовы, поверните лошадиный нос снова к себе. Когда лошадь стоит по прямой к вам - поверните ее задние ноги, используя Направляющую игру. Большой секрет состоит в том, что когда лошадь делает то, что вы просите, оставляйте ее в покое! Когда она начинает делать что-то нежелательное - действуйте. Каждый раз, как она попытается изменить скорость движения или направления, подманите ее к себе и отошлите назад опять. Постепенно она запомнит, что идя по кругу она находится в состоянии комфорта. При игре в эту игру, минимум должен быть 2 круга, а максимум - 4. Если лошадь описывает 2 круга без помощи, это показывает ее уважение и покорность. После 4 кругов лошади начинает становиться скучно. Если вы хотите добиться от нее больше 4 кругов, играйте с ней в эту игру на неровной земле, ставьте какие-то препятствия, отпускайте веревку каждый раз на разную длину. Не забывайте смотреть на это с точки зрения лошади. Пусть эта игра останется интересной для нее. 6 - "Принимание". Чем лучше ваша лошадь двигается назад и в стороны, тем лучше она будет делать все остальное. Эта игра не только позволяет поддерживать лошадь в лучшей физической форме, она позволяет ей эмоционально успокоиться и начать использовать свои умственные способности для обучения. На первых порах для этой игры потребуется стенка. Стенка поможет лошади не двигаться вперед, пока она соображает, что же вы от нее хотите. Линия в 4 м. и хлыстик - все, что нужно, чтобы начать. Принимание - это та же Направляющая игра в сочетании с Дикобразной Игрой, т.е. отсылаете нос, потом задние ноги, снова нос, снова задние ноги итд. на всем протяжении стенки (около 4 м.). Скоро лошадь поймет и постарается двигаться одновременно передними и задними ногами. Если голова слишком далеко отворачивается, надо подогнать задние ноги. Четко следите, чтобы не тянуть ее голову к себе, если она слишком удаляется. Упражняйтесь до тех пор, пока лошадь не станет изображать принимание одинаково хорошо вправо и влево, ровно и плавно. Обычно лошадям легче принимать в какую-то одну сторону. 7 - "Выжимающая Игра". Страдая клаустрофобией от природы, лошади ненавидят узкие или ограниченные пространства. Эта игра позволит лошади преодолеть свои страхи в этом плане. Она научится не паниковать и не преодолевать их одним прыжком. Встаньте около стенки. Стойте на расстоянии где-то 4 м. от нее. Для некоторых лошадей даже это покажется слишком узким проходом, так что если понадобится, отодвиньтесь еще дальше. По мере того, как лошадь начинает спокойно проходить в такой проход, двигайтесь на полшага ближе к стене, пока не подойдете на расстояние в 80-90 см. Обратите внимание, чтобы с другой стороны "прохода" ничто не препятствовало движению лошади. Пройдя проход в одну сторону, пусть лошадь развернется и пройдет его с другой стороны. Сначала тренируйте это на шагу, потом на рыси, а потом на коротком галопе. Когда "этап пройден", попробуйте послать лошадь в коневоз, а не вести ее туда! Как долго нужно играть? До тех пор, пока не будет достигнуто согласие с лошадью. Лошадь должна уверенно играть в эти игры, быть спокойной и внимательной, пока вы не решите закончить. Это может занять 2 минуты, а может и 2 часа. Но если вы в самом начале обучите лошадь этим играм, это сильно облегчит вам жизнь в последующем тренинге. 7 игр подавляют в лошади сопротивление. В других вещах вы вдруг заметите ответы, которых не ожидали. Они решают многие проблемы, т.к. воспитывают в лошади храбрость, сообразительность, спокойствие и способствуют поддержанию хорошей физической формы. Они создают язык для общения и основу для навыков, на которых строится любое обучение лошади. Настоящий конник, придерживающийся принципа "естественных отношений" (Natural Horsemanship), не жалеет времени на развитие своей лошади: не пытается "срезать путь" и не использует искусственные приспособления. Механические средства управления неестественны и представляют собой "путь силы". По мере того, как вы начнете лучше понимать лошадь, вы узнаете ответы на многие свои вопросы, узнаете в каком плане поработать над собой, чтобы стать настоящим конником!